Люди в красных халатах,
или Как размножаются Деды Морозы

Как зовут Деда Мороза? Где он живет весь год? Откуда родом? Как размножается? И если размножается, то зачем? Как встречают Новый год в Африке? Вы знаете ответы на эти вопросы? Ну, ничего страшного - мы вам расскажем.Как, скажи, тебя зовут?


Самое популярное "дедморозовское" имя - Николай. Прообразом Деда Мороза считают Святого Николая, епископа Мирликийского. Он был добрым чудотворцем и гонителем зла, покровителем похищенных и потерянных детей. Шел он как-то мимо дома бедняка. А там отец собирался отправить своих дочерей "учиться". Древнейшей профессии. Николаю это не понравилось, и он ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом. Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Счастливый отец накупил дочерям приданого и выдал их замуж. А миллионы детей с тех пор оставляют у камина свои башмаки в надежде получить подарки.

Чешский Дед Микулаш приходит 5 декабря, накануне дня Святого Николая. Он очень похож на нашего Деда Мороза: та же длиннополая шуба, шапка, посох. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежных одеждах и лохматый чертенок. С такой свитой, пожалуй, не заскучаешь.

Американский Дед Мороз тоже в общем-то Коля, вернее Николас. Но уж больно любят янки фамильярничать. Уильям у них Билл, Рональд - Рони, Ченинг - Сиси, а Святой Николай не иначе как Санта Клаус. Между прочим, известна даже почти точная дата его рождения - конец 1822 года. Это озорной эльф-жизнелюб в кургузой шубейке с толстым брюшком и вечно дымящейся трубкой в зубах. Мотается он по свету в оленьей упряжке и опускает подарки в детские башмачки и чулочки, оставленные у камина.

В Нидерландах праздничные подарки привозит Сандеркласс. Он приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг. К французским детям под Рождество приходит Пер Ноэль, а к итальянским - Баббо Натале. Он оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей "для подкрепления".

Финский Дед Мороз живет на самом-пресамом Полярном круге. Зовут его Йоулупуки. "Йоулу" в переводе с финского - Рождество, а "пуки" - козёл. И все потому, что много лет назад рядился он на праздники в козлиную шкуру, потом развозил подарки на козлике. Теперь вот уже оленья упряжка под рукой, гости-туристы со всех стран на авиалайнерах прилетают, а "козлиное" имя осталось. Правда, сейчас оно воспринимается как "Рождественский Дедушка".

Множество взрослых и, наверное, все дети хотели бы побывать на подлинной дедморозовской родине. Но где она? На Малую Азию, где родился епископ Николай Мирликийский, уже никто не обращает внимания. Хотя там и сейчас стоит церковь, в которой сохранились элементы архитектуры III века. Она вполне могла быть современницей святого Николая. Турки назвали этот древний памятник "Баба Ноэль Килизе", что означает - церковь Деда Мороза.

Все считают, что искать прародину Санта Клауса надо на севере. Но в какой стране? Вопрос оказался столь важным, что скандинавские страны из-за этого едва ли не рассорились вчистую. У каждой были свои веские доводы. Представители Дании утверждали, что Дед Мороз, то бишь Юлетомте, может жить только в Гренландии среди вечной мерзлоты. Климат становится мягче и на сопке Корвантунтури в Лапландии ему будет жарковато. Но то ли очень уж талантливо "прописали" Деда Мороза в Лапландию, то ли по какой-то другой причине письма для Санта Клауса чаще всего адресуются туда. Там у Рождественского Деда на подхвате 30 мастеров-эльфов. Под чутким дедморозовским руководством творят они добрые дела: подарки детям готовят, и почту разбирают. А вот на Кипре Деда Мороза зовут Василием. К нему обращены письма-просьбы детей: "Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желания".

Вот как много имен у этого всеобщего любимца.


Дедушка! Какой ты?

Новый год... Сладкое слово, при произнесении которого в памяти всплывают небывало снежные зимы, некогда любимый всей страной шоколад "Сказки Пушкина" и чужой, но слегка дурманящий запах мандариновых корок, который чаще всего предвещает неизбежное приближение Нового года...

Потом, когда желудок, настроясь на все эти невозможные изыски, успокоится, вдруг из глубин памяти, из детских цветных снов приходит родной и любимый человек в красном халате, народный герой - дед с невероятно белой бородой и внучкой Снегурочкой. Вечный дуэт.

Будучи ребенком, я воспринимала этот тандем как всякий хорошо спланированный фокус, радостно хлопала при появлении героев в ладошки и счастливо существовала в ожидании очередной встречи. Со временем я выросла и (как это ни странно) стала думать... В один из таких моментов взгляд мой снова остановился на звездной парочке, и сам собой непрошеный недобрый возник вопрос: дед - есть, внучка - присутствует, а... собственно, где же все, что должно быть между первым и вторым, где папа, мама и бабушка? Легкие сомнения в нравственной устойчивости Великого Деда приняли форму тяжелого заболевания, благодаря чему и состоялось нижеприведенное исследование.

Детство - самое белое пятно в биографии подозреваемого. О нем - ничего и нигде. После поисков в самых недостоверных источниках создается ощущение, что они (Деды Морозы) и не рождаются вовсе... скорее всего (принимая во внимание огромное их количество и многоликость) имеет место искусственное почкование, выращивание в пробирках или размножение побегами...

В первом, обнаруженном нами источнике, где упоминается интересующее нас лицо, будущий Дед Мороз предстает перед нами уже молодым. Обратимся к источнику... Из него мы узнаем, что согласно исторической традиции молодые Морозы (а именно так их, молодых, называют) по одному не ходят... Ходят в паре. Ходят не просто так. И название этому "не просто так" найти трудно. Потому, как герои русской сказки "Два Мороза" развлекаются странным, если не сказать двусмысленным, образом, и предметом их развлечения становятся лица, так сказать, мужского пола... Причем впечатления, которыми делятся после "развлечения" Морозы, вводят в краску даже видавших виды, более того - наводят на грустные и нехорошие мысли.

"Я, - говорит Мороз - Багровый нос, - его так уважил... Как принялся я за него - чуть живого из повозки выпустил!"

Не многим более разнообразными являются развлечения изрядно повзрослевшего родственника первых двух Морозов, работающего под обманчиво ласковым псевдонимом Морозко.

Он буквально, "по елкам потрескивая, с елки на елку поскакивая, пощелкивая", ведет беседы с замерзающими девушками и при этом явно получает от этой неприятной, на взгляд здорового человека, процедуры долю своего удовольствия.

"Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко..."

Приблизившись, известный нам субъект (нет, чтобы оказать первую помощь!) "сверху ее спрашивает:

- Тепло ли тебе, девица?"

И так, не переставая издеваться над уже холодной женщиной, трещать и щелкать на протяжение всей сказки, Морозко спускается все ниже и ниже, по-прежнему интересуясь только теплообеспечением бедняжки. До полного обморожения. Причем позже, очевидно, уже получив свое сомнительное удовольствие, задаривает ее, молчаливую, баснословными подарками. К чему комментарии? Чего ожидать от гражданина, у которого нормальный для середины зимы ответ "Холодно!" на вопрос "Тепло ли тебе?" вызывает прилив ненависти...

Дальше - хуже. Уже будучи Морозом Ивановичем, то есть в общем-то престарелым и весьма почтенным, дед с белой бородой поселяется в колодце: в теплое время года студит воду, в холодное - ворует ведра у маленьких девочек, а потом снова задаривает их подарками.

Иначе говоря, не изменяя себе, гордо бредет по жизни, и на этом скорбном пути сопровождает его, судя по историческим источникам, только вечно юная Снегурочка.

Правда, иногда еще возникают кое-где сомнительные Снеговики, Снежные бабы, Снежные королевы и двенадцать месяцев. Кто из них, состоящий в несомненном родстве с Дедом Морозом, скрестившись, возродил из пепла растаявшую было Снегурочку, неизвестно... Может быть Снегурочки размножаются так же неприлично, как белобородые деды...

В любом случае, ощущение какой-то совершенно непристойной тайны, окружающей рождение, личную и общественную жизнь Деда Мороза и всего снежного братства, не покидает даже после этого дотошного исследования...

Кто же ты, друг сердечный?

Нет ответа...


История первая

Помните, в детстве, знакомый запах елки. Окно, покрытое причудливым рисунком. И ожидание чего-то таинственного. И необъяснимое, такое, что дух захватывает, ощущение грядущего восторга и радости. А ночью, когда уже почти сплю, вдруг - слышу: "Бу-бу-бу ..." Это он. И к нему - со всех ног - бегом. А подарки такие незатейливые, что и не посмотрел бы раньше. Но сейчас - беру с восторгом и - скорей в кровать, чтобы приснилась сказка...

А теперь, спустя годы, я - это он. То есть Дед Мороз, который из Бюро добрых услуг приходит. Работа у меня такая. Тридцать первого начальник собрал всех. Бумажки нарезали, чтобы жребий тащить. Кому валенки, кому борода, кому халат с шапкой. Костюмов катастрофически не хватает, а заказов - море. На улице - катаклизм градусов в тридцать. До начала работы еще часа три. Костюм - в сумку, подарки туда же. Чего мерзнуть, греться пойдем. Тут рядом в кафе знакомый пиротехник к празднику готовится. Он парень добрый, решил нам праздничное настроение создать, а заодно и новые изделия свои опробовать. Пиротехники - народ лихой. Зажигает огонечки на изделиях и в коридор бросает. Зажигает и бросает. Огонь, грохот, дым, чад... И среди этого... пиротехник в позиции "ласточка" зов вдохновения принимает. А мы - зов профессионального долга.

Переоделись, вышли, рассредоточились. Вот она, девятиэтажка. Стоит, манит огнями гирлянд в окнах. Где-то там нужный пятый, номер хороший у квартиры - 55. Лифт на месте, даже ждать не пришлось. Какой-то недотепа за подарком побежал. Или за елкой. Захожу и начинаю ехать. Вдруг - скрип. И стоп. Вот это новость! В такой-то вечер какие лифтеры? Звать на помощь, но кого? Если только Снегурочку, как это в Новый год принято. Время скачет, жарко. Борода уже на затылке, грим смазан. Что ж, не сидеть ведь здесь всю ночь: "Внучка! Сне-гу-роч-ка!" Кто-то слышит, смех, разговоры. "Иду, спешу, дедушка!" Пол дрогнул и вверх. Снова стоп, но теперь нужный пятый. Двери - скрип - открылись. Голоса, но никого не вижу, только ОНА. Снегурочка! Стоит, смеется: "А вот и дедушка! Мы заждались уже."

Сон?

Нет, не сон. Уже пять лет не сон. Все снова наяву: запах елки и мандаринов. Окно на пятом этаже, покрытое вычурными рисунками. И ожидание чего-то таинственного. Звоню в дверь. В костюме, гриме, с мешком. Детский топот и ЕЕ смех. Открыла, хитро улыбнулась: "А вот и дедушка! Мы заждались уже." И не нужно больше никуда уходить. Я дома, с НЕЙ и с ребенком. С моим ребенком. Который уже почти спит, но с восторгом берет подарки и -скорей в кровать, чтобы приснилась сказка.


История вторая

Чудесный новогодний вечер. Уютная компания друзей. Елка подмигивает разноцветными огоньками, праздничный стол заманчиво благоухает чудными ароматами. У всех присутствующих восторженно блестят глаза: у детей - в ожидании подарков-сюрпризов, у взрослых - в предвкушении возможности "оторваться". От проблем, от забот. Короче, расслабиться и отдохнуть.

Возбужденность праздничного вечера стремительно растет. Вот уже все уселись за стол, чтобы "сделать ручкой" старому крысиному году, как ВДРУГ... Раздался звонок в дверь.

На пороге стоял самый настоящий Дед Мороз. Во всей красе новогоднего наряда. В шубе и валенках. С бородой и с усами. И главное - с большущим мешком. Дети были в восторге. Особенно, когда из мешка сказочного Деда, говорившего хрипловатым шепотком, стали появляться различные сладости. В глазах взрослых гостей отчетливо читался немой вопрос: "Сколько же они за эдакого красавца отстегнули?"

Но поистине беспредельным было удивление и недоумение хозяев, которые никакого Деда Мороза не заказывали и не ждали. Дед Мороз действовал по полной программе - всех поздравил, одарил детей и засобирался уходить. Но по закону гостеприимства мы усадили гостя дорогого за стол, уговорили принять "на посошок" для сугрева. Он добросовестно отнекивался, но, разогревшись и расслабившись в шумной веселой компании, не устоял под всеобщим напором.

Длиннобородый красавец браво поднял бокал и привычно произнес: "Ну, быть добру!" Точь-в-точь как наш сосед. Сообразив, что инкогнито несколько нарушено, он слегка смутился и заторопился уходить "к другим детям". Но после N-ного тоста смущение улетучилось. А все малыши, получившие подарки, до сих пор уверены, что к ним в гости приходил настоящий Дед Мороз.


История третья

Собрались мы как-то классом 15 декабря и решили: "Пора готовиться к детским утренникам". Сценарий представления, костюмы, елка, игрушки, корзиночка для Красной Шапочки, еще и лупа для Шерлока Холмса... В общем, много чего надо придумать и найти. А тут еще по расписанию выходит, что вечеринка у старшеклассников как раз перед детским утренником.

Ну, догадываешься какие мы все были с утра? Девочкам пришлось изрядно потрудиться, замазывая мое бледное лицо тональным кремом. Потом мне подрумянили щеки и нос, как и полагается. Шапку и шубу я сам на себя надел. Поднял воротник. Надул щеки. Смотрю в зеркало и думаю: "Чего-то не хватает". Лица как-то много среди всего этого меха. (Мы же договаривались, что меня никто не узнает!) А! Усы-то и бороду не нацепил (надо же, сам догадался). Так, копаясь перед зеркалом, смотрю - Снегурочка, внучка моя, мимо проходит и рукой эдак мне посох протягивает. На, мол, а то он очень тяжелый.

Беру я это Сашкино изобретение, потряс и говорю: "Хорошо, что такого Деда я раньше не встречал". "Ну да", - подтвердила мне "внучка". Пока мы с ней собирались, прилетели Снежинки с поллитрушкой, типа "Давай опохмелимся!" Из-за угла столовой наш Маленький Комарик и Муха Цокотуха завалили после репетиции, поддержав идею. Удивительно, но и Дюймовочка не обошла нас вниманием. Тоже пришла, но не одна, а вместе с Эльфами. В общем, скооперировались мы...

И вдруг слышим, дети кричат:

"Де-душ-ка Мо-роз! Де-душ-ка Мо-роз! Сне-гу-роч-ка!"

Все, кто... гм... был в компании, буквально оцепенели. Из этого состояния нас вывел чей-то робкий вопрос: "Неужели уже прошло 40 минут?" И тут что началось. Беготня, толкотня, истеричные смешки и т. п. Одним словом, все бросились одеваться, поскольку уже многие успели избавить себя от сказочных костюмов. Из спортзала я выбежал первым, на ходу застегивая шубу, одевая шапку, прицепляя усы и бороду (откуда только оперативность и гибкость появились).

В общем, влетел я в актовый зал и увидел, что под елкой копается Шерлок Холмс (будь он неладен) со своей лупой, пытаясь якобы найти следы того, кто украл Дюймовочку вместе с Эльфами. Представляешь? Ничего ты не представляешь! Потому что после меня влетели Снежинки, наперебой крича, что они не успели исполнить свою роль. (Какая роль!!!)

Их догнала Снегурочка и застенчиво спряталась за меня, теребя искусственную косу. Потом подбежали и остальные. И стояли мы все на сцене, как великовозрастные идиоты, пытаясь хоть чем-нибудь объяснить свое нашествие "бедным" первоклашкам.


Новый год он и в Африке...

В южных районах Кот-Д'ивуара на новогодних праздненствах правят духи огня, воды и леса, и это несмотря на то, что живущие там племена абиджи считают себя христианами. Жители деревень собираются на ритуальные пляски и гонки на четвереньках с яйцом во рту, которое считается у абиджи символом жизни.

Победителем становится тот, кто первым добрался до финиша и не разбил скорлупу - символ хрупкости и недолговечности человеческого бытия. Ритуальные новогодние пляски может досмотреть до конца только человек с крепкими нервами, потому что танцующие, под восторженные крики публики, исполосовывают себя кинжалами. Но крови почти нет, а шрамы затягиваются на глазах, и все это благодаря чудодейственным африканским мазям, которые делают тело воина невосприимчивым к болям.

А после этого, говорят, происходят настоящие чудеса: выздоравливают больные, затягиваются язвы, а у некоторых особенно восприимчивых африканцев может возникнуть дар предвидения.

В Бирме Новый год приходится на середину апреля - самый жаркий месяц в году. Праздник знаменует собой рубеж времен года: конец жаркого сезона и наступление дождей. Бирманцам, очевидно, так надоедает жара, что они всеми силами стараются поскорее от нее избавиться. В дни празднования по улицам носятся грузовики, заставленные бочками с водой, а пристроившаяся на грузовиках молодежь щедро поливает ею прохожих. Счастливые мокрые бирманцы поют хором праздничные песни, а в столице с наступлением темноты к хору присоединяется бирманский государственный оркестр, над которым парит изображение дракона - сказочного чудовища с хоботом и бивнями слона, хвостом рыбы и копытами лошади.

Ограда, за которой играет оркестр, музыкальные инструменты и чудовище щедро украшены позолотой, драгоценными камнями и инкрустацией из цветного стекла и кусочков зеркала.

В первый день Нового года принято совершать массовые церемонии выпуска рыб и животных на волю. В первую очередь, это касается коров. Впрочем, далеко уйти им не дают, а то праздник пройдет, захочется молока, а коровы-то и нету, ушла к соседям.

В древности в Китае Новый год был единственным праздником нищих. Нельзя было отказать нищему войти в дом и взять то, что было ему нужно. Теперь эти древнекоммунистические обычаи ушли в прошлое, и в современном Китае Новый год - это праздник фонарей. Он отмечается на пятнадцатый день года по лунному календарю. Новый год в Китае наступает в январе-феврале и ассоциируется с завершением зимы и началом весны.

На протяжении многих веков жители Китая провожают светом фонарей холод и ненастье и встречают пробуждение природы. Фонарям придают различную форму, украшают рисунками и орнаментами. Очень любят в Китае ставить на улицах фонари в виде 12 животных, символизирующих каждый год из 12-летнего цикла лунного календаря. Популярны фонари в виде овощей и фруктов.

Традиционный номер праздничной программы - "танец дракона", который исполняют мужчины, несущие на длинных шестах длинного извивающегося дракона из бумаги и шелка. Его тело изнутри освещено множеством ламп или свечей. У дракона огромная голова, огнедышащая пасть , сверкающие глаза - в вечерние часы он кажется живым и грозным, настоящим повелителем водных стихий, которому в течение тысячелетий поклонялись китайцы.

Карнавал, случающийся в Рио-де-Жанейро под самый Новый год - это больше чем праздник: это страсть, это болезнь, которая приходит зимой и поражает всю Бразилию (как грипп - Россию).

Готовятся к этому фантастическому действу целый год. Самого колоритного местного толстяка назначают королем Момо и дают в руки специальный жезл. Когда приходит время, король взмахивает жезлом и... начинается! Сделав дело, король смело гуляет. А по городу уже идут, а вернее, протанцовывают под вой сирен, грохот бубнов и барабанов, бразильские школы самбы (которых в Бразилии чуть ли не больше, чем общеобразовательных). В центре каждой колонны, на пирамиде, которую катят крепкие бразильские молодцы, - неизменная красавица-мулатка, бешено вращающая бедрами в зажигательном ритме. В том же ритме движется толпа - дети, старики, почтенные матроны, местные королевы красоты, влюбленные парочки, самые смелые туристы и самые человекообразные из многочисленных диких бразильских обезьян.

Костюмы сногсшибательно ярки в отношении красок и супер-разнообразны в отношении фасонов. Огромные перья на головах, плечах, бедрах, самые откровенные бикини и монокини, смелые подобия юбочек, огромные сомбреро - все это бурлит, сверкает и время от времени переливается через край.

В общем-то, сказка на этом и заканчивается. Теперь вы знаете о людях в красных халатах почти все: можете хлопать их по плечу, окликать по имени, называть любя "рождественскими козлами" и спрашивать о здоровье внучки. Понимаете, к чему мы клоним? Такое близкое знакомство с Дедом Морозом автоматически означает, что именно ваше заветное желание уж точно будет исполнено. В самое ближайшее время.

Мы за вас, конечно, тоже попросим - при встрече. Удачи Вам! С Новым годом, с новым счастьем, дорогие читатели, рекламодатели и все-все-все!

Ольга Вересова, Александр Головин, Наталья Козловская,
Лариса Коланда, Светлана Якжина



     
Сайт управляется системой uCoz